Справедливый и инклюзивный энергетический переход, который никого не оставляет позади, дает возможность устранить неравенство в социально-экономическом развитии. Хотя соглашение, достигнутое на COP28, об увеличении мощности возобновляемых источников энергии в три раза к 2030 году является глобальной целью, возможности и темпы достижения этой цели странами демонстрируют устойчивые закономерности географического неравенства.
Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA) определяет усиление международного сотрудничества и финансирования как факторы, которые значительно улучшают усилия по развертыванию возобновляемых источников энергии в регионах и странах, которые получают наименьшие выгоды от перехода. Масштабирование возобновляемых источников энергии требует прочного международного сотрудничества и скоординированных действий в государственном и частном секторах, направленных на управление устойчивым развитием, энергетическое и климатическое финансирование, а также на технологические и инновационные барьеры.
Различные формы международного сотрудничества — денежная поддержка, передача технологий, техническая помощь и наращивание потенциала — могут быть реализованы посредством следующих срочных действий, рекомендованных IRENA:
- Реформировать многосторонние финансовые механизмы и увеличить поток международных государственных средств и недорогого финансирования.
- Отдавать приоритет справедливому и равноправному развитию на глобальном Юге; поддерживать политику индустриализации и создания местной стоимости.
- Поддерживать развитие институционального и человеческого потенциала путем обмена знаниями и опытом.
Большинство государственных инвестиций в возобновляемые источники энергии осуществляются из национальных источников при относительно небольшом международном сотрудничестве. IRENA считает, что международное сотрудничество играет важную роль в стимулировании финансовых потоков, которые обеспечивают долгосрочные распределительные воздействия и сокращают неравенство. При ограниченных государственных средствах, доступных в развивающихся странах, мобилизация государственных и частных средств из Глобального Севера в Глобальный Юг посредством международного сотрудничества, такого как помощь в целях развития или многосторонние банки развития, является, таким образом, основополагающей.
Однако международное сотрудничество должно распространяться на обеспечение доступа к доступному финансированию. Оно должно поддерживать сильные механизмы управления и надежные нормативные рамки, которые помогают снизить инвестиционные риски.
Необходимо также уделять больше внимания достижению целей всеобщего доступа, предусмотренных в Целях устойчивого развития 7. Хотя международные государственные финансовые потоки в поддержку чистой энергетики в развивающихся странах в 2022 году увеличились до 15,4 млрд долларов США, что на 25% больше, чем в 2021 году, они по-прежнему сосредоточены в определенных географических регионах: 80% потоков направляются всего в 25 стран.
Например, страны Африки к югу от Сахары получили наименьшее количество инвестиций, а также столкнулись с одними из самых высоких расходов на финансирование энергетического перехода в мире, несмотря на их высокий потенциал возобновляемых источников энергии. Это требует дальнейшего международного сотрудничества в поддержку энергетического перехода региона, в том числе посредством привлечения многосторонних банков развития и повышения роли государственного финансирования.
Исследование IRENA показывает, что страны «Большой семерки» (G7) могут сыграть решающую роль и получить возможность возглавить международное сотрудничество для поддержки цели континента по достижению 300 гигаватт к 2030 году. Между странами G7 и африканскими странами выявлен широкий спектр возможностей сотрудничества, в том числе:
- Расширение инфраструктуры и обеспечение доступа к финансам
- Расширение доступа к энергии и поддержка продуктивного использования энергии
- Укрепление институциональных рамок и потенциала
- Эффективное управление критически важными минералами для энергетического перехода
Для ускорения переходов международное сотрудничество в цепочках поставок так же важно, как и в мобилизации финансов. Благодаря обильному присутствию стратегически важных материалов, необходимых для развертывания возобновляемых решений, Африка готова извлечь выгоду из создания зеленых рабочих мест и устойчивого местного развития.
Однако сегодня роль Африки в критических минералах для глобальных энергетических переходов ограничивается добычей или поставкой сырья. Фактическая работа по добавлению стоимости, такая как выплавка, очистка и сборка ячеек, часто происходит в других местах. Международное сотрудничество в области наращивания потенциала, технической помощи и передачи технологий может поддержать зеленую индустриализацию в регионе за пределами добывающих моделей. Это может в конечном итоге продвинуть Африку вверх в цепочках создания стоимости критических материалов, усилить ее роль в глобальных энергетических переходах и стимулировать социально-экономический рост.
Для обеспечения эффективного, устойчивого и этичного управления этими минеральными ресурсами IRENA определяет ключевые области возможностей сотрудничества между Африкой и G7:
- Поддерживать эффективное регулирование, а также социальные и экологические гарантии.
- Реализуйте новые возможности в цепочках поставок.
- Декарбонизировать горнодобывающую деятельность.
- Активно бороться с коррупцией.
Другим регионом, которому необходима сильная международная поддержка в укреплении устойчивости к изменению климата и устойчивого развития, являются малые островные развивающиеся государства (SIDS). Будучи наиболее уязвимыми, но в то же время наименее ответственными за изменение климата, SIDS ставят перед собой амбициозные цели энергетического перехода и неустанно призывают международное сообщество поддержать их климатические цели.
Для достижения национальных целей, установленных в национальной энергетической политике SIDS и отраженных в Национально определяемых вкладах (NDC), необходимо адаптированное и доступное финансирование. Согласно анализу IRENA по обновленным NDC, для SIDS необходимы минимальные инвестиции в размере 10,5 млрд долларов США для достижения дополнительной цели по мощности в 7,4 ГВт к 2030 году, из которых 3,2 ГВт зависят от внешней финансовой помощи.
Устойчивое сотрудничество и эффективная мобилизация ресурсов могут помочь SIDS в достижении их национальных и международных обязательств, одновременно гарантируя, что их граждане получат выгоду от социально-экономических выгод переходов. Партнерства, такие как SIDS Lighthouses Initiative (LHI), которая координируется IRENA, способствуют развитию потенциала и доступу к доступному финансированию. С 41 SIDS и 51 партнером LHI содействует международной поддержке, необходимой для SIDS, и контролирует ход развертывания возобновляемой энергии в малых островных государствах.
(тегиToTranslate)Утроение возобновляемых источников энергии к 2030 году